Категорії розділу

Статті [62]
Імплантація [3]
Вагітні та діти [16]
Стоматологія для вагітних та дітей
Протезування зубів [6]
Вирівнювання прикусу [5]
Хірургічна стоматологія [0]
Зубний камінь [2]
Здоров`я та естетика зубів [9]
Анегдоти [2]
ПАЦІЄНТАМ [7]

...

stomat стоматологія стоматология зуби

Міні-чат

ВІДЕО

[12.02.2009][Орто стом]
Зуботех ла... (0)
[05.12.2009][Орто стом]
Виниры (0)
[22.03.2009][Хір стом]
Резекція (1)
[01.11.2010][Хір стом]
111 (0)
[19.07.2009][Художні]
Частини ті... (0)
[05.12.2009][Тер стом]
Пародонтит (0)
[30.11.2009][Орто стом]
М К коронк... (0)
[04.05.2009][Орто стом]
Зубні прот... (0)
[14.11.2008][Орто стом]
мости (0)
[01.10.2010][Художні]
ogniem i m... (0)
[02.05.2009][Художні]
Анат-я Гре... (0)
[23.11.2008][Орто стом]
Вкладки (0)
[23.11.2008][Хір стом]
Имплантаци... (0)
[12.02.2009][Орто стом]
Зуб лаб2 (0)
[12.09.2010][Художні]
web money (0)

Каталог статей

Головна » Статті » Статті

Эстетические концепции дизайна красивой улыбки

Эстетические концепции дизайна красивой улыбки

Эксклюзивное интервью д-ра Джеффа Морлея, одного из основателей Американской Академии Косметической Стоматологии и бывшего ее президента, директор курсов повышения квалификации по эстетической стоматологии Baylor College of Dentistry в Далласе. В своей частной стоматологической практике занимается решением специфических проблем, связанных с улучшением внешнего вида пациентов.

С появлением и внедрением в повседневную практику надежных адгезивных материалов и методик наступила поистине новая эра современной стоматологии, в которой здоровье и функция являются уже далеко не единственными ориентирами, как для врачей, так и для их пациентов. Развивающееся невиданными ранее темпами направление, которое общепринято называть косметической или эстетической стоматологией, в настоящее время включает в себя расширенные знания и методы, от носящиеся к стоматологическому "внешнему виду". В то время как эстетическая стоматология не обходится еще без определенных противоречий, подавляющее большинство практикующих стоматологов Америки согласны с тем, что стоматологическое лечение, проводимое с целью улучшения внешнего вида, является полноправным на правлением в нашей профессии.

Термин "дизайн улыбки" сравнительно новое понятие, появившееся в стоматологии в последние несколько лет. Дизайн улыбки это дисциплина, включающая в себя диагностику с последующим планированием эстетического компонента стоматологического лечения.

На первый взгляд, эстетика может показаться областью, к которой не применим диагноз. Стоматологический внешний вид вещь весьма субъективная и не так уж легко поддающаяся препарированию на основе научных критериев и диагностических принципов. Действительно, согласно традиционным представлениям, точно диагностировать можно патологический процесс и нарушение функции. Что же касается внешнего вида, то он, напротив, кажется категорией неустойчивой, во многом зависящей от личных вкусов как врача, так и пациента.

И, тем не менее, несмотря на определенный субъективизм предмета эстетики и отсутствие единодушного мнения, о том, что же такое "прекрасная улыбка", большинство стоматологов соглашаются с очевидным сходясь во мнении, что некоторые улыбки выглядят лучше других. Но если так, тогда, по всей видимости, можно говорить и о существовании определенных принципов, следование которым способно оказать стоматологам ощутимую по мощь в диагностике и составлении плана косметического лечения.

Современный и исторический ракурсы.
Возникновение основных представлений о роли и месте эстетического фактора в стоматологии связано с развитием ортопедии и производства полных съемных протезов. В 20 - 30 годы теория о том, что размер, форма, цвет и расположение передних зубов могут и должны обуславливаться специфическими характеристиками данного индивидуума, была выдвинута ведущими ортопедами и поддержана производителями зубов для съемных протезов. Конечно, пациенты с лишенными зубов челюстями представляют собой уникальную возможность для создания эстетического зубного ряда без всех тех ограничений и компромиссов, которые невозможно игнорировать при сохранении и восстановлении естественного зубного ряда. Новая эра косметической стоматологии направлена на улучшение стоматологического внешнего вида пациента с естественными зубами, хотя и не исключает восстановление беззубых пространств с применением полных или частичных съемных протезов. При помощи таких технологических новшеств, как бондинг и фарфоровые виниры (накладки), стоматологи получили возможность изменять такие показатели как цвет, размер, форму и положение зуба. Другими словами, в арсенале стоматологов появились эффективные средства создания таких уникальных эстетических изменении при реставрации фронтальных зубов, которые совсем еще в недавнем прошлом представлялись возможными исключительно при конструировании и изготовлении тотальных съемных протезов.

Принципы дизайна.
Своеобразной отправной точкой в дизайне улыбки являются центральные резцы верхней челюсти. В красивой улыбке центральные резцы должны превалировать. Критическими факторами при этом являются размеры, положение зуба и средняя линия. Стандартные размеры центрального резца определяются так называемым правилом "1 к 16". Правило гласит, что идеальная высота центрального резца составляет 1/16 часть расстояния от середины воображаемой линии, проведенной между зрачками, до основания подбородка; идеальная же ширина центральной резца составляет 1 /16 от расстояния между средней линией лица и выступом скуловой кости. Следует иметь в виду, что указанные соотношения достаточно условны, и в действительности нет веских, научно выверенных данных, как часто они встречаются в природе. И, тем не менее, просчитывая по данной методике идеальный размер центрального резца, этот показатель можно принять в качестве отправной точки при разработке дизайна улыбки. Простейшим прибором для этого является "Определитель размера зуба" или Tool Size Indicator (Dentsply International). После установления идеального размера центральных резцов необходимо определить их оптимальное положение. При этом в расчет следует принимать такие факторы, как фонетика, линия улыбки (количество зубов, которое видно во время широкой улыбки или в состоянии покоя губы), а также anterior guidance центрального резца. В этом случае, если для установления anterior guidance нужна минимальная длина резца, после которой всегда будет происходить размыкание заднебоковых зубов при движении нижней челюсти вперед, появляется возможность варьировать как длину, так и положение центральных резцов.

Дизайн возрастных элементов
Как известно, с течением времени естественные зубы у человека претерпевают возрастные изменения, поэтому при дизайне передних зубов необходимо принимать и расчет помимо других факторов и возрастную специфику.

Так, улыбка у молодых индивидуумов характеризуется длинными центральными резцами, которые намного длиннее, чем соседствующие с ними латеральные резцы. Это придает им форму стандартного прямоугольника, в котором ширина составляет 60 или меньше процентов от длины. У центральных резцов часто преподается неровный режущий край (маммелоны), а также закругления медиального и дистального углов. Благодаря этим закруглениям , интерпроксимальная контактная точка у резцов часто смещается от середины зуба ближе к десне, чем создаются более резко выраженные межзубные амбразуры. Цвет зубов у молодого человека всегда светлее, чем в последующие фазы его жизни.

По мере старения человеческого организма известные изменения возникают и в зубах. Две основные приметы этого процесса снашиваемость и стираемость, которые проявляются в укорочении центральных резцов. Со временем их длина становится такой же (или почти такой же), как у латеральных резцов и клыков. По мере укорочения центральных резцов в то время как их ширина остается более или менее постоянной их форма меняется от прямоугольной к квадратной, и процентное соотношение ширины к длине составляет уже не 60, а 100 и более процентов. Изнашивание притупляет резцовый край, стирает маммелоны и тем самым создает более острые мезио-дистальные углы. Амбразуры уменьшаются, цвет зубов темнеет.

Дизайн элементов пола.
Несмотря на длительное и непрекращающееся обсуждение, по сей день остается открытым вопрос: существуют ли в действительности отличительные признаки "мужских" и "женских" зубов, известные специалистам под названием "половой диморфизм". Патологоанатомы склонны полагать, что "половой диморфизм" применительно к зубам в природе не существует. Однако неофициально проводимые опросы стоматологов, зубных техников и простых смертных показывают: большинство людей считают, что определенные характерные черты все таки отличают мужскую улыбку от женской. Определяющим фактором в этом отношении является латеральный резец. Латеральный резец у женщин слегка сужен у десны, имеет форму четырехугольника с расходящимися книзу боковыми сторонами, режущий край закруглен. Сам зуб, как правило, значительно уже, чем центральный резец. Мужской латеральный резец, как правило, имеет ярко выраженные характерные черты, отличающие его от латерального резца противоположного пола. Как правило, этот зуб шире у шейки и имеет форму прямо угольника с более параллельными боковыми сторонами (даже скорее квадрата), а режущий край у такого зуба более плоский. По мере того, как ширина верхних латеральных резцов приближается по размерам к ширине центральных резцов, все зубы в улыбке выглядят более "мужскими".

Дизайн элементов характера.
Исторически сложилось так, что длинные, заостренные клыки использовались карикатуристам и режиссерами фильмов ужасов в качестве атрибута агрессивности, свирепости и жестокости. Выработанный таким образом стереотип прочно закрепился в массовом сознании, и стоматологам приходится принимать в расчет это обстоятельство.

С точки зрения дизайна, форма верхнечелюстных клыков является отражением пассивности агрессивности характера. Агрессивный клык обычно длиннее соседних с ним зубов, имеет ярко выраженное заострение на конце и при рассмотрении в анфас является более плоским. Маленькие амбразуры между латеральным резцом и клыком добавляют агрессивности к внешнему виду. Характерные черты, свойственные пассивному клыку, прямо противоположны свойствам агрессивного. Для пассивного клыка типична такая же или даже меньшая длина, чем у соседних зубов. Он характеризуется большей выпуклостью и более тупым, закругленным режущим краем. Большие амбразуры между латеральным резцом и клыком придают улыбке более пассивный вид.

Практическое применение дизайна улыбки
В тех случаях, когда реставрация зубов включает в себя так называемую эстетическую зону (зубы, которые видны при улыбке), имеются серьезные преимущества в использовании дизайна улыбки для формирования специфической улыбки для конкретного пациента. Сложность и объем дизайна определяются стоматологом и являются важным диагностическим инструментом при планировании лечения и обсуждении его с пациентом.

После соответствующего сбора анамнеза необходимо сделать рисунок улыбки, который впоследствии выполняет примерно такую же роль, как и чертеж при строительстве дома. Концепция дизайна может быть воспроизведена и в трех проекциях в виде модели с зубами, изготовленными (часто из белого воска) в соответствии с желаемым результатом. Одобренная как стоматологом, так и пациентом, такая модель в дальнейшем служит в качестве шаблона для препаровки зубов, изготовления временных коронок и мостов, а также как помощь для лаборатории в изготовлении постоянных коронок и мостов . Принципы дизайна улыбки могут быть использованы как при работе с не реставрировавшимися ранее зубами, так и при коррекции постоянных пломб, коронок, мостов и виниров в эстетической зоне для модификации и персонализации каждого конкретного случая. Небольшие поправки можно делать и на уже установленных пломбах и коронках "по мере надобности" для удовлетворения эстетических потребностей пациента.

Заключение. Существенно возрастающие в последнее время требования пациентов к своему стоматологическому внешнему виду являются своего рода вызовом для стоматологов в их повседневной работе. Несмотря на то, что применительно к стоматологии принципы эстетики в уравнении "искусство и наука" до сих пор находятся на стороне "искусства". Более того, восприятие красоты пациентом весьма индивидуально и субъективно по своей природе. Несмотря на это, существуют вполне определенные эстетические концепции, используемые при диагностике и планировании стоматологического лечения. Такие факторы, как размеры и положение центральных резцов, возраст, пол и характер пациента, должны учитываться при планировании косметического лечения и применяться к каждому пациенту индивидуально. Элементы дизайна, описанные в этой статье, далеко не полностью отражают все возможные теории и методы формирования дизайна улыбки. И сов сем не обязательно, что все эти принципы найдут единодушное одобрение всех практикующих стоматологов. Например, "золотая пропорция" зубов часто упоминается как краеугольный камень в теории дизайна улыбки. Строгая математическая последовательность "золотой пропорции" иногда идет вразрез с принципами дизайна улыбки, упомянутыми в этой статье. Недавние исследования показали, что "золотая пропорция" достаточно редко встречается в человеческой природе, и, возможно, ссылки на нее являются очередной попыткой стандартизировать концепцию эстетики. Более того, никакое создание зубного ряда (внутри или вне эстетической зоны) не может считаться законченным, если не учтен фактор окклюзии, который может привести к компромиссам в эстетике. В конце концов, когда речь идет о красоте, то не бывает и не может быть абсолютно правых и неправых. Каждый стоматолог должен определить для себя элементы дизайна, которые он считает наиболее значимыми, и применять их при планировании и проведении лечения на благо своих пациентов.

 
Категорія: Статті | Додав: ajbolit (08.11.2009)
Переглядів: 1347 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Статистика


Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

Вконтакті

Ввійдіть

Фотоальбом