Гигиеническое
воспитание — это система привития полезных навыков и на основе знания
правил здорового образа жизни и убежденности в необходимости их
соблюдения.
В стоматологии гигиеническое
воспитание играет очень важную роль, так как этиология и патогенез
кариеса зубов в значительной мере обусловлены отрицательными привычками
человека, связанными с неправильным потреблением сахара, нарушением
самоочищения полости рта, недостаточным уровнем гигиены. Гигиеническое
воспитание включает два направления — санитарно-просветительскую работу
и обучение и контроль за гигиеной полости рта.
Санитарно-просветительская
работа ставит цель выработать у населения убеждение в необходимости
соблюдения правил здорового образа жизни на основе знаний о причинах
заболевания, методах их предупреждения и поддержания организма в
здоровом состоянии.
Санитарно-просветительской работе
предшествует и сопутствует обучению гигиене полости рта, фундаментом
которого она является. Только от человека, убежденного в необходимости
поддержания гигиены полости рта, можно ожидать неуклонного и
постоянного выполнения всех ее требований.
Санитарно-просветительская
работа складывается из двух направлений — пропаганды медицинских знаний
о здоровом образе жизни, путях и методах сохранения здоровья и агитации
населения в необходимости соблюдения правил и методов здорового образа
жизни и профилактики болезней.
Следует четко различать общность
и различие пропагандистской и агитационной работы. Агитация всегда
ориентирована на конкретного адресата (детей, подростков, взрослых,
рабочих и т.д.) и побуждает их к позитивным реакциям. В центре внимания
пропаганды — определенный объект, например гигиена полости рта,
средства и способы профилактики и т. д., о котором аудитория должна
получить информацию. При этом реакция адресата пропаганды вторична, а
цель пропаганды достигают с помощью агитации. Поэтому если пропаганду
рассматривать как распространение идей и знаний, то смысл агитации
состоит в побуждении к действию на основе пропагандистских рекомендаций.
Конечной
целью санпросветработы является не распространение информации о
предмете, а формирование убеждений, выработанных у слушателей в
результате приобретения им знаний. Поэтому необходимо знать путь,
который проходит информация, прежде чем она реализуется в поступках
конкретных лиц, с которыми проводилась работа. Эта цепь в общем виде
имеет следующий вид:
информация -> знания -> убеждения -> поступки
Таким
образом, целью санпросветработы является воспитание у человека
правильных убеждений, направленных на сохранение и поддержание своего
здоровья, профилактику заболеваний. Без убеждений невозможны
эффективная профилактическая работа и формирование здорового образа
жизни как конечная цель профилактики.
Успех
санитарно-просветительской работы во многом определяется знанием
психологии аудитории, а формы и методы работы зависят от конкретных
коллективов.
Существуют активные и пассивные формы. Активные
формы включают проведение бесед, выступлений, лекций, докладов. К
пассивным формам относятся издание научно-популярной литературы,
статей, листовок, памяток, плакатов, санпросветбюллетеней, проведение
выставок, показ кинофильмов и др. Между этими формами имеется тесная
взаимосвязь.
Преимущество активных форм работы заключается в
непосредственной взаимосвязи агитаторов с населением, что обеспечивает
наибольший эффект воздействия работы. В свою очередь, пассивные методы
работы не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют
большее время и на неограниченную аудиторию. Недостаток ее состоит в
отсутствии обратной связи между агитаторами и агитируемыми. Однако
повышение качества пропаганды позволяет усилить эффект пассивных форм
санпросветработы. По широте воздействия на аудиторию санпросветработа
может быть массовой, коллективной и индивидуальной.
Любому виду
профилактической работы должна предшествовать
санитарно-просветительская деятельность врача или другого медицинского
работника. Ее задача — привить населению знания о здоровом образе
жизни, причинах заболеваний и сформировать убеждение в необходимости
проведения профилактических мероприятий, предотвращающих возникновение
заболеваний.
Работа с детьми имеет серьезные особенности,
связанные с социальным статусом детей, их психологией. Вместе с тем
правильно продуманный и комплексный подход к санитарно-просветительской
работе среди детей дает наибольшую эффективность в привитии здоровых
навыков на всю жизнь. В основе такого подхода должна быть комплексность
воздействия санитарного просвещения на ребенка. В нем должны
участвовать четыре звена — врач, педагоги (воспитатели) и другой
персонал учреждения, родители и сами дети. Упущение любого их этих
звеньев может самым неблагоприятным образом отразиться на эффективности
всех мероприятий.
Первым, этапом должна быть беседа с педагогами
и медицинскими работниками детского учреждения. Необходимо объяснить
цель и задачи профилактики в стоматологии, обрисовать круг мероприятий
по ее проведению, желательно время и условия их осуществления. Отдельно
надлежит объяснить роль воспитателей и медработников детских учреждений
в проводимой работе, подчеркнуть, что от их участия, требовательности
во многом зависят успех и эффективность проводимых мер профилактики.
Необходимо также убедительно ответить на вопросы педагогического
коллектива. При соблюдении всех этих условий может быть достигнута цель
— приобретение в лице педагогов и воспитателей убежденных соратников и
помощников в борьбе за здоровье детей.
На втором этапе
санпросветработы в организованных коллективах проводится беседа или
выступление перед родителями. Удобнее всего встречу организовать перед
родительским собранием в классе или группе. Для подобного выступления
нежелательна большая аудитория, поэтому не следует объединять родителей
нескольких классов. Во время такой беседы следует достигнуть две цели —
озаботить родителей состоянием зубов и органов полости рта своих детей
и вызвать непосредственную заинтересованность в проведении и
поддержании мероприятий по профилактике стоматологических заболеваний,
планируемых в детском коллективе.
Третьим этапом
санпросветработы являются беседы с детьми. Эти занятия удобнее всего
проводить с классом (или его частью) или группой садика. Для конкретной
возрастной группы их цель и содержание различны.
С детьми 3—4
лет занятиям следует придавать игровой характер, без поучительных и
убеждающих интонаций. Они должны воздействовать на эмоциональную сферу
и заинтересовывать детей игровыми моментами.
Для детей в возрасте
5—7 лет занятия должны быть несколько иными. Обычно в этом возрасте
дети уже встречались со стоматологом и знают азы ухода за полостью рта.
Кроме того, степень зрелости и сознательности в этой возрастной группе
уже значительно выше.
В школах санитарно-просветительская работа
проводится в форме уроков здоровья. Они обычно делятся на 2 части —
санитарно-просветительскую и практическую.
Санитарно-просветительская
работа в различных коллективах взрослого населения также должна
проводиться с учетом многих факторов. К ним, в первую очередь,
относятся численность и профессия слушателей, уровень их образования,
интерес к проблеме, возраст, пол и др.
Пассивные формы агитации
и пропаганды также не должны носить безличный характер. Их содержание
следует ориентировать на конкретную аудиторию. Например, в поликлинике
информация должна помочь больным справиться с уже имеющимися
заболеваниями. В школе, ВУЗе требуется иной подход, рассчитанный на
практически здоровых молодых людей, несколько скептически
воспринимающих знания по данному разделу. В одних случаях санитарные
бюллетени, газеты, плакаты должны содержать минимум текста и много
красочных рисунков и иллюстраций (например, для младших школьников), в
других — иметь больше текстового материала при одной-двух броских
запоминающихся иллюстрациях. Поэтому при подготовке наглядной агитации
необходимо тщательно продумывать ее оформление, тексты, названия,
место, где она будет выставляться и др.